Интонация и ее элементы. Элементы интонации Компоненты интонации их характеристика основные функции

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом. Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.

Следует различать силу звука и громкость . Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впе­чатление однообразия.

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте : становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

Полет­ность - это способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, выделяться на фоне других звуков.

Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи.

С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю.

Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выряжает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы и т. д.

Основные компоненты речевой интонации следующие:

1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

логическое и фразовое ударение.

Группа слов, представляющая единое смысловое целое, имеет ударение на одном из своих членов. Это единство выделяется как отрезок речи между двумя паузами. В предложении Вот эту к_н_и_г_у | положи на _п_о_л_к_у_ – две фразы (два такта). Фразы отделены короткой паузой |. В каждой фразе одно из слов притягивает ударение. В первой фразе это слово – книгу, во второй – полку. Это фразовое ударение (здесь подчеркивается слабо пунктиром). От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слит­ность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.



От фразового ударения следует отличать логическое ударение . В этом же предложении мы можем выделить словосочетание на полку голосом и силой выдыхания больше, чем мы выделяем в первой фразе слово книгу. Сочетание на полку звучит сильнее, «выдвигается вперед» в смысловом отношении. Говорящий придает этому слову особое значение. Это слово – «ключ» ко всему предложению , самое весомое по смыслу. В нашем примере (во второй фразе) логическое ударение совпало с фразовым ударением, так сказать, «перекрыло его» как более сильное. Главные по мысли слова в пред­ложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдви­гаются на первый план, подчиняя себе другие слова.

По воле говорящего (или его замыслу) логическое ударение может принять любое слово в предложении.

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

В каждом простом предложении, как правило, одно логическое ударение. Иногда встречаются предложения, в которых выделяются не одно, а два и более логических ударений, например: Тихо стало на широких полях, на зеленых лугах , где рожь росла, где гречиха цвела.

Логическое ударение очень важно как компонент интонации, К. С. Станиславский называл логическое ударение указательным пальцем , отмечающим самое главное слово в предложении. «В выделенном слове, – говорил он, – скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1

Важнейшими компонентами интонации является мелодика речи - движение тона по звукам разной высоты, повышение и понижение тона, различные его вариации, где-то в середине фразы – после кульминационного пункта – будет перелом тона, например




Кульминационный пункт – ударный слог слова при условии, если на это слово падает логическое ударение. Все остальные слова звучат в более низком регистре. Мелодика может быть нисходящей, восходящей, монотонной с незначительными подъемами и падениями, и т.д.

Темпо-ритм речи.

Смысл сказанного воспринимается в непрерывном потоке речи. Слушающий истолковывает высказывание, вникает в смысл речи, пользуясь фразировкой (делением на фразы ).

Работая над выразительностью, включает понятие логическая и психологическая пауза.

Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза .

Предложение отделяется паузой . Эта смысловая (логическая) пауза обозначается одной чертой /, а длительная пауза – двумя чертами ||. Соблюдая логические паузы, говорящий произносит отрезок речи, заключенный между паузами, слитно . В то же время пауза объединяет предложение. Длительность пауз может быть разной, от короткой до длительной Если пауза затягивается, то она , по словам К. С. Станиславского, перерождается из бездейственной логической в активную психологическую , наполняется внутренним содержанием, заостряет внимание и будит воображение слушателя (эта пауза будет обозначаться буквой [П]).

Психологическая пауза - это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата вну­тренним содержанием, активна, так как обусловливается отноше­нием чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам.

Паузировка очень важно для осмысле­ния читаемого и произносимого текста. Именно между двумя пауза­ми, следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

Темп – это скорость чтения (произнесения речи). Чтобы темп стал выразительным средством высказывания или чтения, нужно уяснение цели высказывания, характера событий и людей, а также предполагаемые реакции слушателей.

После неудачной охоты на зайцев старик Акинтич уселся отдохнуть и увидел, как Лиса ползла к полынье. Стариковские глаза видели плохо и не замечали, что Лиса подбирается к Серой Шейке. Средний темп
– Надо так ее застрелить, чтобы воротника не испортить, – соображал старик, прицеливаясь в Лису. – А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется... Ускоряя
Старичок долго прицеливался... [П] Наконец грянул выстрел. || Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось по льду, и со всех ног кинулся к полынье. По дороге он два раза упал, | а когда добежал до полыньи, то | только развел руками ,– воротника | как не бывало, | а в полынье | плавала одна перепуганная Серая Шейка. || Медленно Ускоряя Замедляя Средний темп
[П] – Вот так штука! – ахнул старичок, разводя руками.– В первый раз вижу, как Лиса в Утку обратилась. Ну и хитёр зверь. [П] Медленно Ускоряя
– Дедушка, | Лиса убежала, – объяснила Серая Шейка. Средний темп
– Убежала? || Вот тебе, старуха, и воротник к шубе. Что же я теперь буду делать, а? Ну и грех вышел... || А ты, глупая, зачем тут плаваешь? Медленно Ускоряя
– А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено... Средний темп
– Ах, глупая, глупая... | Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест! | Да... || Медленно Ускоряя
Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил: Средний темп
– А мы вот что с тобой сделаем: | я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? || Быстро
Вот то-то, глупая, || Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил ее за пазуху. Медленно Средний темп
– А старухе я ничего не скажу, – соображал он, направляясь домой. – Пусть ее шуба с воротником еще погуляет в лесу, Главное: внучки вот как обрадуются... || Медленно Средний темп
Зайцы все это в_и_д_е_л_и и весело смеялись . Ничего, | старуха и без шубы | на печке | не замерзнет! Замедляя

Наиболее тесно к темпу примыкает ритм речи . К. С. Станиславский даже не отделяет темп и ритм и называет это речевое понятие темпо-ритмом.

Ритм – это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее просто пронаблюдать ритм в стихотворении.

Ритм этого четверостишия основан на повторяемости количества ударных и безударных слогов в сопоставимых отрезках речи:

Нам все нелегко доставалось, Но главное – духом не пасть. Со всеми врагами сражалась Рабоче-крестьянская власть.

Схема ритма этого произведения (^ безударный, – ударный слог):

Не следует смешивать ритм с размером стиха: размер обозначает основные особенности единицы стиха – стопы.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее.

Тембр - выразитель художественной интерпретации текста, чтец не только передает его в соответствии с пониманием творческих задач автора произведения, но и обогащает звучание собственными творческими замыслами

Эмоциональная окраска речи – и есть тембр. Каких-либо рецептов «раскраски тембра» нет. Вдумчивое чтение текста, «вживание» в образы писателя, поэ­та - вот что дает основу эмоционально-экспрессивного чтения.

Выразительные движения мышц лица, которые яв­ляются одной из форм проявления различных чувств, называются мимикой. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятель­ствам.

Особым средством выразительности является и жест.

Особым средством выразительности является и жест . Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу рас­крыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни. Наиболее ценен психологический жест. Он стре­мится к раскрытию подтекста, выявлению замысла. Заполняя пси­хологическую паузу, он делает ярче последующие слова, усиливая действие интонации. Может предшествовать слову, сопро­вождать его или следовать за ним, подчеркивая значение произносимого, убеждая слушателя.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста.

1 Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком " над буквой, над е знак ударения не ставится.

2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром, логическое – одной чертой, психологическое обозначается буквой [П] перед словом или предложением; эмфатическое ударение обозначается буквой [Э] перед словом.

3 Паузы обозначаются так: короткая – вертикальным пунктиром (|), средняя – одной вертикальной чертой (|), длительная – двумя вертикальными чертами (||).

4. Слитное произнесение обозначается дугой ^ над словами.

5. Мелодика предложения обозначается следующим образом: подъем (повышение) голоса обозначается стрелкой вверх над ударной гласной слова (/) падение (понижение) голоса обозначается стрелкой вниз над ударным слогом (\), монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная (нормативная) мелодика вопросительного, повествовательного и восклицательного предложений не обозначается, на нее указывают знаки препинания

7. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т. п.

Текст для детальной разметки обычно пишется на одной стороне листа с полями справа и слева. В конце делаются (словесно) заметки, касающиеся подтекста и приемов чтения или рассказывания.

.

Интонация, как было отмечено ранее, относится к суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим средствам современного русского литературного языка.

Интонация в широком смысле слона состоит из следующих элементов:

1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты;

6) тембр - окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр - индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

В лингвистике интонация изучалась в течение длительного времени различными лингвистами. Предлагались разнообразные способы её записи: от точек и чёрточек до нот. Наиболее основательные исследования интонации с использованием инструментальных методов были произведены Е.А. Брызгуновой.

Толчком к изучению русской интонации для Е.А. Брызгуновой послужили занятия с иностранцами и наблюдения за ошибками иноязычных студентов, обусловленными влиянием интонации родного языка.

В дальнейшем будет изложена интонационная теория Е.А. Брызгуновой, которая широко используется в современной научной и учебной лингвистической литературе.

Интонация (от лат. intono - громко произношу) - это изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений.

Интонация делит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания и разграничивает внутри них смысловые отношения, способствует выражению эмоций.

Изучение интонации доказывает существование повествовательной, вопросительной, ответной, перечислительной, восклицательной и других интонаций.

В современном русском литературном языке выделяется семь типов интонационных конструкций (ИК- [и′ка′]) .

Каждая интонационная конструкция имеет центр - слог, на который надает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), предцентровую и постцентровую части речевого такта (синтагмы), которые могут и отсутствовать.

Различительными признаками ИК являются движение тона на гласном центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве этих характеристик в качестве различительных признаков оказываются длительность центров ИК, усиление словесного ударения центра или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. - М., 2003 г.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом. Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.

Следует различать силу звука и громкость . Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впе­чатление однообразия.

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте : становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

Полет­ность - это способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, выделяться на фоне других звуков.

Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи.

С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю.

Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выряжает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы и т. д.

Основные компоненты речевой интонации следующие:

1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

логическое и фразовое ударение.

Группа слов, представляющая единое смысловое целое, имеет ударение на одном из своих членов. Это единство выделяется как отрезок речи между двумя паузами. В предложении Вот эту к_н_и_г_у | положи на _п_о_л_к_у_ – две фразы (два такта). Фразы отделены короткой паузой |. В каждой фразе одно из слов притягивает ударение. В первой фразе это слово – книгу, во второй – полку. Это фразовое ударение (здесь подчеркивается слабо пунктиром). От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слит­ность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

От фразового ударения следует отличать логическое ударение . В этом же предложении мы можем выделить словосочетание на полку голосом и силой выдыхания больше, чем мы выделяем в первой фразе слово книгу. Сочетание на полку звучит сильнее, «выдвигается вперед» в смысловом отношении. Говорящий придает этому слову особое значение. Это слово – «ключ» ко всему предложению , самое весомое по смыслу. В нашем примере (во второй фразе) логическое ударение совпало с фразовым ударением, так сказать, «перекрыло его» как более сильное. Главные по мысли слова в пред­ложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдви­гаются на первый план, подчиняя себе другие слова.

По воле говорящего (или его замыслу) логическое ударение может принять любое слово в предложении.

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

В каждом простом предложении, как правило, одно логическое ударение. Иногда встречаются предложения, в которых выделяются не одно, а два и более логических ударений, например: Тихо стало на широких полях, на зеленых лугах , где рожь росла, где гречиха цвела.

Логическое ударение очень важно как компонент интонации, К. С. Станиславский называл логическое ударение указательным пальцем , отмечающим самое главное слово в предложении. «В выделенном слове, – говорил он, – скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1

Важнейшими компонентами интонации является мелодика речи - движение тона по звукам разной высоты, повышение и понижение тона, различные его вариации, где-то в середине фразы – после кульминационного пункта – будет перелом тона, например


Кульминационный пункт – ударный слог слова при условии, если на это слово падает логическое ударение. Все остальные слова звучат в более низком регистре. Мелодика может быть нисходящей, восходящей, монотонной с незначительными подъемами и падениями, и т.д.

Темпо-ритм речи.

Смысл сказанного воспринимается в непрерывном потоке речи. Слушающий истолковывает высказывание, вникает в смысл речи, пользуясь фразировкой (делением на фразы ).

Работая над выразительностью, включает понятие логическая и психологическая пауза.

Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза .

Предложение отделяется паузой . Эта смысловая (логическая) пауза обозначается одной чертой /, а длительная пауза – двумя чертами ||. Соблюдая логические паузы, говорящий произносит отрезок речи, заключенный между паузами, слитно . В то же время пауза объединяет предложение. Длительность пауз может быть разной, от короткой до длительной Если пауза затягивается, то она , по словам К. С. Станиславского, перерождается из бездейственной логической в активную психологическую , наполняется внутренним содержанием, заостряет внимание и будит воображение слушателя (эта пауза будет обозначаться буквой [П]).

Психологическая пауза - это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата вну­тренним содержанием, активна, так как обусловливается отноше­нием чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам.

Паузировка очень важно для осмысле­ния читаемого и произносимого текста. Именно между двумя пауза­ми, следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

Темп – это скорость чтения (произнесения речи). Чтобы темп стал выразительным средством высказывания или чтения, нужно уяснение цели высказывания, характера событий и людей, а также предполагаемые реакции слушателей.

Наиболее тесно к темпу примыкает ритм речи . К. С. Станиславский даже не отделяет темп и ритм и называет это речевое понятие темпо-ритмом.

Ритм – это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее просто пронаблюдать ритм в стихотворении.

Ритм этого четверостишия основан на повторяемости количества ударных и безударных слогов в сопоставимых отрезках речи:

Нам все нелегко доставалось, Но главное – духом не пасть. Со всеми врагами сражалась Рабоче-крестьянская власть.

Схема ритма этого произведения (^ безударный, – ударный слог):

Не следует смешивать ритм с размером стиха: размер обозначает основные особенности единицы стиха – стопы.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее.

Тембр - выразитель художественной интерпретации текста, чтец не только передает его в соответствии с пониманием творческих задач автора произведения, но и обогащает звучание собственными творческими замыслами

Эмоциональная окраска речи – и есть тембр. Каких-либо рецептов «раскраски тембра» нет. Вдумчивое чтение текста, «вживание» в образы писателя, поэ­та - вот что дает основу эмоционально-экспрессивного чтения.

Выразительные движения мышц лица, которые яв­ляются одной из форм проявления различных чувств, называются мимикой. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятель­ствам.

Особым средством выразительности является и жест.

Особым средством выразительности является и жест . Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу рас­крыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни. Наиболее ценен психологический жест. Он стре­мится к раскрытию подтекста, выявлению замысла. Заполняя пси­хологическую паузу, он делает ярче последующие слова, усиливая действие интонации. Может предшествовать слову, сопро­вождать его или следовать за ним, подчеркивая значение произносимого, убеждая слушателя.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста.

1 Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком " над буквой, над е знак ударения не ставится.

2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром, логическое – одной чертой, психологическое обозначается буквой [П] перед словом или предложением; эмфатическое ударение обозначается буквой [Э] перед словом.

3 Паузы обозначаются так: короткая – вертикальным пунктиром (|), средняя – одной вертикальной чертой (|), длительная – двумя вертикальными чертами (||).

4. Слитное произнесение обозначается дугой ^ над словами.

5. Мелодика предложения обозначается следующим образом: подъем (повышение) голоса обозначается стрелкой вверх над ударной гласной слова (/) падение (понижение) голоса обозначается стрелкой вниз над ударным слогом (\), монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная (нормативная) мелодика вопросительного, повествовательного и восклицательного предложений не обозначается, на нее указывают знаки препинания

7. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т. п.

Отключите adBlock!
очень нужно

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указываю­щего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация -одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движе­ния происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому ин­тонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону ре­чи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:

1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осу­ществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., на­пример, произношение вопросительных и повествовательных пред­ложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;

2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаи­ческого. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, со­стоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;


3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или сла­бость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произно­сятся в замедленном темпе);

5) тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недове­рия, игривая интонация и т.д.),

Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и неза­конченности предложения); 2) различает типы высказываний с точ­ки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, воп­роса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) вы­ражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация вы­полняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок).

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, на­пример, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.

Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейских и праславянском языках. В ин­доевропейских языках, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (напри­мер, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло-, -ере- (ср., например, восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).

В этом параграфе мы рассмотрим классификацию элементов интонации, характеристику интенсивных элементов интонации (пауза, логическое ударение, интенсивность), частотных (мелодика, диапазонная высота), темпоральных (темп, эмфатическая долгота), спектральных (интонационный тембр), рассмотрим роль, универсальность и значение каждого элемента интонации в обучении правильному интонированию, раскроем понятие речевого ритма.

Элементы интонации:

Физическая структура интонационной конструкции складывается из элементов интонации. Выделяют следующие группы:

1 группа - интенсивные элементы: интонационная пауза, логическое ударение, интонационная интенсивность;

2 группа - частотные элементы: мелодика и диапазонная высота;

3 группа - темпоральные (временные) элементы: темп и эмфатическая долгота;

4 группа - спектральный элемент: интонационный тембр.

1 группа - интенсивные элементы: интонационная пауза, логическое ударение, интонационная интенсивность.

Пауза - перерыв в речи. Выступает как средство членения речи, средство выражения характера связи (вместе с мелодикой), средство смыслового и эмоционального выделения (ЛЭС, 1990, с.369) (или: Под паузой понимается два явления: во-первых, больший или меньший перерыв в звучании, являющийся границей между двумя более или менее состоятельными по смыслу отрезками речи; во-вторых, смена тона на границе синтагматического членения).

При правильном применении пауза всегда желательна. Она полезна во всех отношениях, к тому же ее легко сделать. Она облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти далее. Сам ритм речи во многом зависит от интервалов и длительности пауз. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а приятного выразительного разнообразия паузировки. Необходимо чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где необходимо ускорить темп, где сбавить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.

К.С. Станиславский описывает три вида пауз: логическую, психологическую, люфтпаузу.

Логическая пауза помогает выяснить мысль текста. Психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе, стараясь передать ее подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза (воздушная пауза, самая короткая остановка, необходимая для того, чтобы взять дыхание). Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой (|), более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами (||), разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами (|||).

Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также завершенности или незавершенности, точнее - степень их завершенности. Степень продолжительности паузы и степень ее ощутимости не всегда находятся в прямой зависимости. Иногда и физически короткая пауза бывает довольно ощутимой, особенно в тех случаях, когда пауза находится на стыке контрастирующих тонов, темпов, ритмов.

Г.И. Иванова-Лукьянова выделяет пять типов пауз по месту употребления:

1. Грамматическая, возникающая на месте синтагматического членения и реализуемая сменой тона и перерывом звучания; имеет нормативный характер, так как соответствует синтаксическому строю речи.

2. Грамматическая, создаваемая только сменой тона без реального перерыва в звучании. Эти паузы свойственны двум стилям речи: официально-деловому и публицистическому.

3. Неграмматическая, то есть представляющая собой реальную остановку в местах, не предназначенных для пауз. Причина подобного явления кроется в неподготовленности высказывания, что свойственно разговорной речи.

4. Психологическая, имеющая эмоциональное содержание.

5. Отсутствие пауз в местах, где синтаксический строй текста предусматривает обязательную границу членения. «Пропущенные» паузы распространены в разговорной речи, присутствуют в диалоге, зависят от разного рода штампов, клише.

По акустическому выражению пауза может быть действительной и мнимой (нулевой).

Действительная пауза - это остановка, перерыв в звучании. Таковы паузы, разграничивающие высказывания в устной речи, паузы, обозначенные в письменном тексте (например, пунктуационно) на границах абзацев и предложений, на месте тире, запятой или точки с запятой, а также перед большинством союзов и на границах стихотворных строк.

При мнимых паузах перерыва в звучании нет, но есть изменения тонального контура - «перелом в мелодике» или «прекращение падения тона и начало нового подъема», изменение темпа или стык (соседство) смысловых ударений. На слух такие особенности интонации воспринимаются как пауза между синтагмами.

Графические обозначения пауз:

Соединительная пауза между речевыми тактами - /

Более длительная пауза (чаще между предложениями) - //

Разделительная логическая пауза (границы смысловых, сюжетных отрезков) - ///.

В своем учении об искусстве сценической речи К.С. Станиславский особое

внимание уделяет ударениям, или как он говорит, "акцентуации". Ударение, попавшее не на свое место, искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно напротив должно помогать творить ее!

Логическое ударение - произвольное выделение одного из элементов высказывания в целях увеличения его семантического веса.

В основе ударения лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи принципиально значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова, через которую осуществляется интонационное движение фразы) и ударение смысловое (синтагматическое, фразовое и логическое).

Физиологическими механизмами, участвующими в реализации логических ударений, является и дыхательная система, и гортань, и периферические артикуляторы. Наблюдающиеся согласованные изменения в их деятельности должны предполагать строгую координацию управляющих сигналов. Так как от постановки логического ударения зависит смысл высказывания, то общие механизмы управления логическим ударением должны быть отнесены к довольно высоким уровням синтеза речевых программ.

Логическое ударение - это опора мысли, как говорил К.С. Станиславский, - это "указательный палец", который выделяет главное слово во фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.

Ударение (словесное и логическое) имеет три измерения: сила, высота, долгота. Следует учитывать степень каждого из компонентов и какой из них в каждом конкретном случае является доминирующим.

Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.

Существуют следующие виды ударений: тактовое, фразовое I, фразовое II. Тактовое ударение - это ударение на слове внутри речевого такта. Фразовое ударение I - это выделение главного по смыслу речевого такта в предложении. Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение называется фразовым ударением II.

Наряду с понятием фразового ударения во многих исследованиях используется также понятие синтагматического ударения, иногда без различий в объеме понятий, а в других случаях - с отчетливым противопоставлением. Последнее можно считать дальнейшим развитием положений Л.В. Щербы, поскольку идея о существовании речевых единиц разной размерности (ритмическая группа - объединение ритмических групп, или синтагма, - объединение синтагм, или фраза) требует и соответствующих терминов для отражения важнейшего средства объединения этих единиц (ритмическое ударение - синтагматическое ударение - фразовое ударение).

Лингвисты считают тактовое и фразовое ударение необходимым элементом изолированного, законченного предложения, подчеркивают их постоянную позицию и стабильный мелодический рисунок.

Логическое ударение не является обязательным в законченном изолированном предложении, оно может отсутствовать или совпадать с фразовым, причем функции его и средства воплощения сугубо ограничены. Речь идет о языковой модели, общих признаках структуры, не выражающей всех существенных для живой речи процессов.

Интонацию, а также фразовое ударение Л.В. Щерба относит к внешним выразителям грамматических категорий, наряду с префиксами, суффиксами, окончаниями, порядком слов, особыми вспомогательными словами, синтаксической связью и т. д.

Согласно правилам языка, ударение в изолированном предложении принимает определенное слово или словосочетание и теоретически может быть выражено усилением ударного слога. "Я возвращался домой ПОЛЯМИ". Ударение это может падать на слово "полями" в процессе речевого действия, и не только потому, что "полями" - фразовое ударение, или потому, что это - дополнение, но прежде всего потому, что "полями" - то "новое", с чем связана перспектива рассказа.

Интенсивность, сила произнесения определяется звуковой энергией. Этот элемент интонации часто отождествляется с громкостью, но интенсивность указывает не только на громкость. Интенсивность выражается и в шепоте. Когда мы произносим шепотом какие-то слова, мы можем вложить в них максимум энергии.

Сила голоса очень важна для говорящего. Если он говорит очень тихо, то его могут услышать только находящиеся рядом люди. Чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается значительном сниженным. Иногда громкость голоса зависит от того, насколько правильно выступающий расценивает высоту своего голоса.

Интенсивность зависит от напряжения и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук. Уровень интенсивности определяют на слух. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняются: увеличиваются или уменьшаются, и это может быть резко или плавно. Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

К интенсивным элементам относят и акцентное выделение - активную для восприятия выделенность просодическими средствами какого-либо слова во фразе. Характерные особенности такого выделения:

1) оно резко выделяет слово по сравнению с его соседями по высказыванию;

2) создает вокруг высказывания, в которое оно входит, коммуникативно-текстовую ауру, выводя содержание высказывания за его рамки.

2 группа - частотные элементы: мелодика и диапазонная высота.

Мелодика понимается как модуляция высоты (интонационной) тона при произнесении фразы, осуществляемые разной степенью натяжения голосовых связок (Ахманова О.С.).

Мелодика речи - основной компонент интонации. Акустический коррелят мелодики речи - изменение частоты основного тона, развертывающейся во времени. Она организует фразу, расчленяя ее части; различает коммуникативные типы высказывания; выделяет наиболее важный отрезок высказывания; служит для выражения эмоций, модальных оттенков, иронии, подтекста.

С помощью интонации мы создаем общий мелодический склад речи, подобный песенному звучанию; только смена высоты звучания происходит быстрее и на более низком уровне. Как только дети начинают разговаривать, они различают многие общепринятые интонации.

Высота голоса управляется не только напряжением голосовых складок, но и частотой импульсов, полученных из головного мозга. Шепотный голос образуется без участия голосовых складок и получается вследствие трения выдыхательной и вдыхательной струй воздуха о стенки полостей гортани, глотки, рта и носа.

Для обучения правильному интонированию, для исправления ошибок интонирования необходимо иметь достаточно точное описание интонации изучаемого типа предложения. Из всех акустических коррелятов интонации наиболее универсальным, значимым и лучше всего осознаваемым средством является мелодика. Осознаваемость мелодики особенно необходима при обучении интонации для исправления фонологических и фонетических (акцентных) ошибок интонирования.

На опознание типа предложения влияет не только мелодический, но и другие компоненты интонации - длительность, интенсивность. Но опыт преподавания русской интонации говорит о том, что обучение правильной мелодике, то есть компоненту, обладающему наибольшей информативностью, приводит одновременно к некоторой нормализации тесно с нею связанных, в известной мере обусловленных ею других компонентов интонации.

Диапазонная высота - высота основного тона высказывания по отношению к диапазону голоса. Отнесение диапазонной высоты к элементам интонации осуществляется потому, что отрезок речи может быть произнесен в той или иной (средней, верхней, нижней) высоте, или, как еще называют, полосе, и это связано с эмоциональным, волевым содержанием высказывания. Данные, имеющиеся в литературе по вопросу о возможностях человеческого уха в дифференциации тонов, свидетельствуют о достаточно хорошей чувствительности нашего слухового аппарата к частотным изменениям. Как правило, изображая что-то речевыми средствами (животное, другого человека и т.п.), мы меняем именно диапазонную высоту своего голоса.

3 группа - темпоральные (временнЫе) элементы: темп и эмфатическая долгота.

В понятие темпа входят: быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз. Чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исключение составляет быстрая речь в напряженных или связанных с душевным волнением положениях.

Темп - скорость протекания речи. Темп имеет значение в противопоставлении важного и неважного, в характеристике звучащих текстов разных стилей, например: темп информационного сообщения убыстренный, а темп сказки размеренный, чаще замедленный. Замедление темпа к концу высказывания служит средством создания его интонационной целостности, придавая особую значимость тому, что здесь сообщается, и наоборот, ускорением проговаривания некоторых фраз выражается второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Нормальным считается такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9-ти до 14-ти фонем.

Средний темп речи - это 110-120 слов в минуту. Такой темп оптимален для речи учителя, он позволяет ученикам сосредоточиться и не отвлекаться. Замедленный темп на всех словах в течение даже 2-3-х минут рассеивает внимание. Тот же эффект оказывает и убыстренный темп: ученики не успевают осмыслить сказанное и теряют интерес к материалу.

Темп замедляется, если: выделяется важное, привлекается внимание, изображается что-то медленное; на важных словах, на незнакомых словах, на новых терминах. Замедление темпа имеет разновидность - послоговое проговаривание. Этот прием используется при введении новых терминов, для выделения слов и словосочетаний особой важности.

Темп убыстряется, если: дается информация менее важная, дается информация хорошо знакомая, изображается что-то быстрое; убыстряется на словах - не имеющих основной смысловой нагрузки, воспроизводящих известное.

Эмфатическая долгота (эмфаза) - увеличенная длительность одного или, реже нескольких звуков в слове. Эффект эмфатической долготы создается превышением длительности звука, ожидаемой при данном темпе речи при данной средней длительности звуков в сегменте речи (синтагме). Эмфатическая долгота - одно из средств создания эмоционально и экспрессивно насыщенной речи. Эмфатическая долгота может сопровождаться изменением диапазонной высоты произнесения звука (повышением или понижением) - и это служит ярким средством создания образа в речи. (Мою кошку зовут Мурка, но я зову ее Мурочка. - Произнесение растянутого звука в слове «Мурочка» в верхнем диапазоне говорит о добром, теплом отношении к кошке, в нижнем диапазоне - о противоположном отношении.)

Эмфаза - увеличение длительности ударного слога в слове.

В учительской речи эмфатическая долгота обычно используется для подчеркивания и выделения важных в смысловом отношении понятий.

4 группа - спектральный элемент: интонационный тембр.

Тембр - окраска, или характер звука голоса. В словаре О.С. Ахмановой дается толкование двум терминам: тембр I и тембр II. К компоненту интонации имеет отношение тембр II. "Специфическая суперсегментная окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства" (Ахманова О.С.). Следует различать

индивидуальный тембр и интонационный тембр. У каждого человека данный ему от природы тембр голоса, поэтому мы и различаем голоса людей. Этот тембр не есть элемент интонации. Природный, индивидуальный тембр зависит исключительно от анатомического строения речевого аппарата. Интонационный тембр (как компонент интонации) порождается произвольным изменением формы некоторых резонаторов в этом аппарате и создается взаимодействием диапазонной высоты и интенсивности. Тембр участвует в выражении эмоций, его семантическая функция наблюдается при изображении свойств некоторых предметов и явлений действительности. Тембральная окраска речи может повысить или понизить эффект речи в целом. Тембральная окраска - один из ведущих параметров, который оценивается слушателями при первичном восприятии звучащей речи. Он вызывает у слушателей определенную реакцию: если тембр отражает негативные эмоции, то соответственно - отрицательную реакцию. (Некоторые исследования речи учителей констатирую далеко не радужную картину: в интонации педагогической речи преобладают негативные эмоции, поэтому будущему учителю важно обратить внимание на индивидуальный тембр своего голоса и на умение искусно менять тембральную окраску в зависимости от ситуации общения.)

Каждый звук обладает характерной окраской, или тембром. Она определяется плотностью, формой и размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями среды, в которой она вибрирует. Даже малейшая разница в строении и форме вибрирующих тел, имеет настолько существенное значение, что во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно одинаково.

Тембр - это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, её колорит. В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора, образуются обертоны, то есть дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще "цветом" голоса.

Характер тембра бывает настолько разнообразным, а его восприятие субъективным, что в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие: зрительное восприятие (светлый, тусклый, блестящий); слуховое (глухой, вибрирующий, звонкий, скрипящий); осязательное (мягкий, холодный, жесткий); ассоциативное (бархатный, медный, металлический); эмоциональное (веселый, радостный, восторженный, нежный).

Тембр и ритм невероятно сложные в просодическом анализе звучащей речи признаки, требующие особого изучения. Пока еще не существует удовлетворительной и достоверной единицы для описания тембра и ритма. Но функцию тембра и ритма необходимо учитывать.

Интонация тесно связана со смыслом, синтаксической структурой и ритмом речи.

Ритм - равномерное, закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых и т.д.).

Ритм речи - это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности в силе голоса. Если ритм рассматривать как временную структуру любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т.п., то ритм речи - это произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающие со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами.

В физиологии, стиховедении, лингвистике и психолингвистике принято говорить о ритме речи.

Речевой ритм имеет физиологическую и интеллектуальную основы. Как элемент звучания речевой ритм опирается на ритм дыхания. Как элемент формы речи (выполняет коммуникативную функцию), ритм соотносится со смыслом.

error: